Всем привет! Все успели спеть колядки, засеять любимые пороги и получить свои сладости? От всей души поздравляем всех с наступившими праздниками! Пускай новый 2019 год принесет вам много много счастья, неиссякаемого вдохновения, добра и мира.

А мы очень соскучились за нашими традиционными каллиграфическими встречами и с огромным удовольствием спешим вам сообщить о теме января, тем более, что к нам едет приглашенный спикер из Польши! А тема января такая же волшебная и невероятная, как Новогодняя и Рождественская ночь, полная огней, переливов и магии. И название ей ILLUMINATION или иллюминация!

Иллюминация от латинского «illuminato» — освещение. В средневековой традиции процессом иллюминации называли придание страницам рукописных книг особого сияния при помощи ярких красок и позолоты, которые наносятся специальными писчими перьями и кистями. Например, создание цветных иллюстраций, в частности, декоративных буквиц и их иллюминирование. На Руси их еще называли «лицевые рукописи».

Разные методы золочения имеют индивидуальные нюансы, которые зависят от поверхности, на которую требуются нанести позолоту и личного опыта мастера. И все же, обобщая, их делят на три вида:

Клеевое золочение — золочение «на полимент», «золочение на левкасе», техника левкаса. Используется для золочения предметов внутри помещения, в основном — деревянных изделий. Чаще всего применяется при золочении икон. Клеевой основой служит смесь из клея и мела — левкас.

Масляное золочение — золочение «на мордан», «морданное золочение», лаковая позолота). Применяется для позолоты предметов как внутри помещения, так и подверженных атмосферному влиянию. Чаще всего используется для позолоты резьбы и реставрации. Подходит для любых поверхностей. Клеевой основой служит масляный клей — мордан.

Золочение «на смесях». Для любителей сегодня существуют облегченные способы. Клеем в этих методах служат готовые смеси на водной основе или на спиртовой основе. Перед нанесением смеси надо покрыть основу любым грунтом, а затем отполировать поверхность. После чего наносят смесь в один или два тонких слоя. Когда смесь станет слегка липкой, приступают к наложению листов золота/потали.

Сусальное золото — натуральное золото в форме тончайших листов, которые уложены в книжки. Классическое сусальное золото 960-й пробы, но так же бывают и другие разновидности. Листы 960-й пробы имеют теплый желтый цвет самородного золота, именно такие золотые листы начали применяться еще в Древней Руси. Сусальное золото подходит для использования практически на любых поверхностях (дерево, стекло, керамика, мрамор, фарфор, металл, гипс, холст, красочный слой и др.), и является единственным подходящим материалом для золочения крупных объектов, таких как купола, статуи и т.п. Сусальное золото можно использовать для золочения предметов внутри и снаружи помещения, оно не окисляется и не темнеет.

Поталь — имитация сусального золота в виде листов золотистой фольги. Этот материал не содержит драгоценных металлов. Для непрофессионала поталь неотличима от сусального золота и ее стоимость гораздо ниже. Обычно поталь получают из сплава меди и цинка, или алюминия. В обращении и по внешнему виду она напоминает сусальное золото. Поталь продается в виде листов, хлопьев и роликов. Поверхности, которые подходят для нанесения потали: дерево, стекло, керамика, фарфор, металл, картон, гипс, холст, красочный слой и др. Поталь применяется только для объектов внутри помещения, со временем она темнеет и окисляется даже под покрытием. Поталь хорошо подойдет, если нужно сделать позолоту под старину или патинирование. Добиться золотого покрытия с «зеркальным блеском» можно только при использовании сусального золота.

На встрече мы с вами познакомимся с этой древней техникой искусства иллюминирования рукописей, у которой есть античные корни. Послушаем историю, поговорим о возможностях использования золота в современной каллиграфии. Увидим образцы. Побеседуем насчет древних и современных техник золочения и необходимых инструментах. Особое внимание уделим системе «Келнера», которая является одной из самых удобных в современной каллиграфии, учитывая легкость техники, затраты времени в течение процесса золочения и возможности использования отдельных клеев.

А расскажет и покажет нам все это наш специально приглашенный спикер из Польши — Наталья Дроздзик, которую с огромным удовольствием представляем вам.


Наталья влюблена в буквы с раннего детства. По образованию языковед, в душе – каллиграф и книжный червь. Каллиграфия для нее как инструмент исследования энергии, возникающей из воздействия форм и значения текста. Изучая традиционное ручное письмо, Наталья использует современные инструменты и техники, а где-то на стыке находит место для себя.

Наталья создатель мастерской «Октопи». Реализует проекты для Национального Музея в Кракове, Бюро Президента Кракова, Европейского Центра Сказки в городе Пацанов.

Ждем вас на встречу 20 января! Количество мест будет ограничено, так что успевайте занимать свои места.

Все остальные предложения или другие комментарии, касающиеся тем, сайта, социальных сетей и т.п., вы всегда можете написать нам на contact@calligraphysociety.ink или в готовую форму в разделе «Контакты». Будем рады помочь вам и рассмотреть ваши предложения.

Регистрация ОТКРЫТА d(-_^)

Добавить комментарий